Консультация
для родителей.
Инновационные методы: аква-гимнастика,
биоэнергопластика, кинезиологические упражнения в работе с детьми.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на
современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В
исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М. М. Кольцовой,
Е. И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со
степенью сформированности у него пальцевой моторики.
Доказано, чем активнее и точнее движения пальцев у
маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Помимо традиционных здоровьесберегающих технологий
применяют нетрадиционные методы, которые носят игровой характер и вызывают
положительные эмоции у детей дошкольного возраста. К таким нетрадиционным
формам можно отнести аква-гимнастику, биоэнергопластику, кинезиологические
упражнения.
Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии можно
проводить с детьми как часть индивидуальной или подгрупповой коррекционной
образовательной деятельности, а также как самостоятельный вид деятельности в
свободное время.
Аква - гимнастика для пальчиков и
рук – это занимательные игры в воде.
Вода – одно из первых веществ, с которым дети
начинают играть и экспериментировать.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры
с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми
упражнениями. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и
пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают
оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов
проводящих путей. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20
минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает
чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно,
что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику
руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно
укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное
тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание
ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что
очень важно для его полноценного психического развития.
«Пальчиковые игры и игры в воде» - это инсценировка
каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и
упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической
темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям
ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше
5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими
предметами и т. д.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены
таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а
также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой,
пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.
Игра «Морская звезда»
И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в
стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от
поверхности ванны.
Игра «Рыбка»
И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём
кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Рак»
И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и
средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены.
Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со
всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и
мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Дельфин»
И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед.
Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая
вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула
И. П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны
вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный
большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения
пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И. П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем
плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И. П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы
кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и
соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое
постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И. П. – ладони поставлены на поверхности воды на
ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения
ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
Биоэнергопластика является новым и интересным
направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био -
человек, энергия - сила, пластика- движение. Биоэнергопастика – это
содружественные движения рук и языка.
Биоэнергопластика используется в работе с детьми
поэтапно:
1. Сначала необходимо разучить с детьми необходимые
артикуляционные упражнения;
2. Затем упражнения выполняются в сопровождении
ведущей руки (например, упр «Чашечка» с рукой в виде ковша, упр «Улыбка» руки
разводим в стороны, упр «Трубочка» пальцы руки соединяем и вытягиваем вперёд;
3. Затем вводятся две руки;
4. В конечном итоге упражнение выполняется при
помощи движения артикуляционных органов, движений рук и под музыку, счет,
стихотворные строки.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу
речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует
коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над
речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не
уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать
зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это
особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус,
переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и
опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми
пальцами вверх вниз.
“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх,
тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются
вперед - назад и влево - вправо.
“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный
палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию
мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять
правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как
лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно
с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой
палец прижат к среднему.
“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак,
указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку,
сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя
положение “чашечки”.
“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Горка” - согнутая ладонь опущена.
Кинезиология происходит от греческого слова
“кинезис” (kinesis, что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и
слово “логос” (logos, которое обычно переводят как “наука”. Таким образом,
кинезиология— научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во
всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнения – это комплекс
движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Современные
кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры
больших полушарий, что позволяет развивать способности ребенка или
корректировать проблемы в различных областях психики. Поэтому коррекционная,
развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» от
движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей
технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка,
расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на
развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и
профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость
организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную
координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют
регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Для результативности коррекционно-развивающей работы
необходимо соблюдение следующих условий:
• Кинезиологическая гимнастика проводятся утром,
длительностью 5-15 мин.
• Упражнения выполняются в доброжелательной
обстановке;
• Кинезиологическая гимнастика проводится
систематично, без пропусков;
• От детей требуется точное выполнение движений и
приемов;
• Упражнения проводятся по специальным комплексам,
длительностью 2 недели.
Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно
одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами
правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг
друга кончиками)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Кинезиологическое упражнение «Колечко». (Поочередно
перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно
указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с
указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять
нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе)
Покатилось, покатилось
Олино колечко
Покатилось, покатилось
С нашего крылечка
Кто с крылечка сойдёт?
Кто колечко найдёт?
Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой
возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо.
Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до
наоборот»)
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Кинезиологическое упражнение «Блины» (Ладони
рук переворачиваем на столе. Сначала одинаково, затем в разном порядке)
Мама нам печёт блины
Очень вкусные они
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной
Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь,
ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по
8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
Т.о. регулярное выполнение комплексов упражнений
кинезиологической гимнастики, аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует
активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.
Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и
улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и
способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Многие занятые родители считают, что у них совсем
нет времени заниматься с ребенком. На самом деле у вас оно есть. В словесные
или речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во
время приготовления ужина, поездки на машине… Для этого не требуется никакого
оборудования или пособий. Нужен только богатый родительский опыт,
изобретательность и готовность с пользой провести время вместе со своим
ребенком.
Развитие речи тесно связано с общим развитием
мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире.
Речевые игры развивают мышление, гибкость ума,
внимание, память, воображение, языковое чутье, знакомят со свойствами
предметов, окружающим миром. Кроме того, играя, взрослый и ребенок учатся
общению и устанавливают доверительные отношения.
Вот несколько примеров словесных игр.
Что будет, если…
Это игра построена на вопросах и ответах. «Что
будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук. ». «Что будет, если
летом пойдет снег? »
Вопросы могут быть как житейские, так и
«фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься в шоколадной стране? »
Уменьшаем и увеличиваем
Займитесь с ребенком превращениями.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь,
а ты сделай его маленьким». Например, гриб – грибок, стул – стульчик, лист –
листочек.
Следите за тем, чтобы ребенок вместо правильного
ответа не называл детенышей животных: не заяц – зайчонок, а заяц – зайчик; не
корова – теленок, а корова – коровка.
Тоже самое можно делать и в обратном направлении.
Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обратный вариант.
Такие же игры можно проводить с «увеличивающими»
суффиксами: кот – котище, тигр – тигрище.
Назови одним словом
Взрослый что – то описывает, а ребенок называет это
одним словом. Например, утренняя еда – завтрак, большая посуда для
приготовления компота – кастрюля, дерево, которое наряжают на Новый год – ёлка.
Разные вопросы.
Эта игра направлена на усвоение грамматических основ
русского языка.
Для игры вам понадобиться мяч или мягкая игрушка.
Перекидывайте мяч, сопровождая свое действие вопросом:
Где растут листья? (На ветке) .
Где растут ветки? (На дереве)
Где растут деревья? (В лесу) .
Комментариев нет:
Отправить комментарий