МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

                                 

13.10.2020

Конспект  занятия по развитию речи

 во второй младшей группе «В гости к сказке»

Цель: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав. Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.

Развивающие: Развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение.

Воспитывающие: Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность. Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы».

 

Оборудование: письмо в конверте, цветы, дерево, домик, кот, собака, мышь, музыкальное сопровождение, угощение для детей - пирожки.

 

Предварительная работа:

1.Совместная деятельность: Свободное общение по сказке «Репка», беседа о героях сказки. Рассматривание картин с изображением персонажей участников сказки. Отгадывания загадок. Аппликация и лепка «репки».

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей. Разрезные картинки и пазлы по сказке «Репка». Подвижные игры.

3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций по сказкам, настольный театр. Рисование и лепка героев сказки. Игры-драматизации с элементами костюмов (шапочки) и атрибутами как внешними символами роли.

4.Словарная работа: обогащение словаря словами (заплатка, геометрические фигуры, витамины). 

 

 

Ход занятия:

  1. Вводная часть (3 мин)

Воспитатель: Мы сегодня не одни!

Гости в группу к нам пришли

Чтобы вежливыми быть

Нужно здравствуй говорить

-Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями!

 

Вот и солнышко взошло, с собой сказку привело.

Что за сказочка такая ты попробуй, угадай:

Кошка, внучка,

Мышка и собака Жучка

Деду с бабой помогали,

 В огороде урожай собирали?

Ответы детей.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что это? (на столе лежит письмо).

Дети: Письмо.

  1. Основная часть (10 мин)

Воспитатель: Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка». Она пишет: «Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде, помогите ему, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь дедушке вытащить репку?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе. Чтобы попасть на него необходимо слово отгадать. Кто первый назовет слово, тот и становится за мной. Начинаем:

• слон большой, а мышка - … маленькая

• кубик квадратный а мяч-  … круглый

• лук горький, а сахар - …. сладкий

• волк злой, а зайчик -…. добрый

• зимой холодно, а летом - ….тепло

• днем светло, а ночью - …темно

(дети по очереди становятся в паровозик)

Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.

Воспитатель: Поехали.

 

(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)

Воспитатель: - Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат.

Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.

Воспитатель: ребята кто это у нас тут?

Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)

- А ворона где сидит? (На дереве)

- А как кричит ворона? (Кар-кар)

Воспитатель: посмотрите, ворона волнуется. Она говорит, что у бабушки и дедушки пропали животные. Они убежали из избушки и заблудились в лесу, поэтому они не могут вытащить репку. Ребята, а как мы узнаем, кто пропал? Может, отгадав загадки, мы с вами и узнаем, кто пропал:

Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,

Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.

Дети: собака.

Воспитатель: Назовем собаку ласково (Собачка).

- Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, грызет кости, бегает, виляет хвостом)

- Как она лает? (Гав-гав). Загадку мы отгадали, о собачке поговорили, но ее мы не нашли. Где же она?

А я знаю, как ее найти, ее надо позвать. Скажите мы, в какой сказке с Вами?

Дети: (варианты ответов) Репка.

Воспитатель: А как звали собачку в сказке Репка?

Дети: (варианты ответов) Жучка. (дети зовут собачку) – воспитатель достает собачку (игрушку)

Воспитатель: Ой, смотрите, а чей это хвостик? ()

Физкультминутка. 
Вот мы репку посадили (наклониться) 

И водой ее полили. ( Имитация движения) 

А теперь ее потянем, (имитация движения) 

И из репки кашу сварим, (имитация движения)

И будем мы от репки, здоровые и крепкие, (показать силу)

У нас еще загадка:

В мягкой шубке ходит, песенки выводит,

Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет.

Дети: кошка.

Воспитатель: А как она говорит? (мяу-мяу)

Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька) А что любит делать кошка? (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет) А какая кошка? (Мягкая, пушистая).

Давайте позовем кошку. Как нужно позвать кошечку?

Дети: кс-кс-кс.

Воспитатель: А вот и наша кошечка. Ребята, а какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.

Дети: (варианты ответа) мышка.

Воспитатель: А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!

Как ласково мы назовем мышь? (мышка, мышенька)

А как пищит она?

Как хорошо, что мы всех нашли.

Теперь можем идти дальше.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем животным вернуться домой к бабушке и дедушке. (Приносят и отдают животных бабушке).

Бабушка: спасибо ребятки за помощь. Помогли мне найти моих помощников. А я приготовила для вас угощение - вкусные пирожки. Угощайтесь! (протягивает корзинку с угощением)

3.Заключительная часть (2 мин)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Помогли бабушке, ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. (становятся друг за другом, едут на поезде)

Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А что мы у них делали? (Помогали домашним животным найти дорогу домой).

Вот и солнышко заходит,

 с собой и сказочку уводит.

Мы сегодня молодцы, постарались от души.

 Сказку вспоминали и героям помогали.


20.10.2020

Конспект занятия «Два жадных медвежонка»

Цель: Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций в д/саду, находить компромиссное решение.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к сказкам других народов.

Развивающие:

Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи.

Развивать диалогическую форму речи.

Образовательные:

Познакомить детей с венгерской сказкой, помочь понять её содержание.

Ход:

Чтение стихотворения «Жадина» Я. Акима.

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке?

Кто, выйдя, во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: Жадина!

Поэтому – честно, ребята скажу

- С жадными, я никогда не дружу.

- Про кого стихотворение?

- Кто такой Жадина?

- А у нас есть такие ребята?

- Вы игрушками делитесь?

Замечательно, что жадных у нас нет.

 

2. Основная часть

Послушайте сказку, которая называется «Два жадных медвежонка», эту сказку рассказывают детям в другой стране, в Венгрии, это венгерская сказка. (рассказывает сказку выразительно).

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым – лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда – в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.

Понурые брели рядышком медвежата.

– Э, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.

– А мне и того пуще! – сокрушенно покачал головой старший.

Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра.

Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.

Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.

– О чем вы спорите, молодые люди? – спросила плутовка.

Медвежата рассказали о своей беде.

– Какая же это беда? – сказала лисица. – Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.

– Вот это хорошо! – воскликнули с радостью медвежата. – Дели!

Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:

– Этот больше! Лисица успокоила их:

– Тише, молодые люди! И эта беда – не беда. Малость терпения – сейчас все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

– И так неровно! – забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.

– Ну, полно, полно! – сказала она. – Я сама знаю свое дело!

И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.

– И так неровно! – вскричали медвежата в тревоге.

– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.

Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.

 

- С кем жили в лесу медвежата?

С мамой медведицей

- Что решили медвежата?

Пойти по белому свету счастья искать.

- Что наказывала медведица своим сыновьям?

Никогда не расставаться друг с другом.

- Что нашли медвежата?

Головку сыра.

- Сумели они ее поделить?

Нет. Почему? (читает этот момент)

- Кто им делил сыр?

Хитрая лиса.

- Как она его делила? Расскажите. (Дети рассказывают с помощью воспитателя)

- Достался сыр медвежатам?

Очень понемногу, зато поровну.

- Чем заканчивается сказка?

Так бывает с теми, кто жадничает. (Дети повторяют эту фразу хором)

- Молодцы!

Физминутка

Давайте поиграем. Вы будете медвежата. Я буду говорить слова, а вы делайте то, что медвежата делают.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали

И деревья все качали

Вот так, вот так,

И деревья все качали.

Очень хорошие медвежата!

 

Д/игра «Назовем тех, кто живет в семье медведей»

Папа-медведь, мама-медведица, ребенок медвежонок, а если их много медвежата. Я буду называть папу, а вы всех остальных членов семьи.

Лис-лисица, лисенок, лисята.

Заяц-зайчиха, зайчонок, зайчата.

Волк - волчица, волчонок, волчата.

Еж-ежиха, ежонок, ежата.

3. Заключительная часть.

Д/игра «Не поделили игрушку»

Рефлексия.

Ребята, если вам понравилось сегодняшнее занятие, возьмите веселого медвежонка, если не понравилось, возьмите грустного медвежонка.


 27.10.2020

Конспект занятия для детей по духовно-нравственному воспитанию

 Тема:«В мире доброты»

Цель:

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность) навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.

Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Материалы:

Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.

 Ход занятия:

 Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с улыбкой.

 Воспитатель:Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети: Привет!

 Воспитатель:Небу ясному...

 Дети:Привет!

 Воспитатель:Люди взрослые и малыши...

 Дети:Вам привет от всей души!

 Воспитатель:Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

 Ответы детей.

 Воспитатель:Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

 Ответы детей:О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.

 Воспитатель:Добрый человек добрый, значит он еще какой?

 Дети:Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

 Воспитатель:А если человек недобрый, он какой?

 Дети:Злой, грубый, жадный.

 Воспитатель:Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

 Дети:Нет.

 Воспитатель:Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.

Ответы детей.

 Воспитатель:Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?

 Дети рассказывают:

 Добрым быть совсем непросто

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет

И от холода согреет

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть

Если доброта, как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

 Воспитатель:Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

 Дети рассказывают:

 Я слабым помогать готов

Попавшим вдруг в беду.

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда

Жалею я других,

Ошибки всем прощу всегда,

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

 Воспитатель:Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой белья.

 Физкультминутка «Мы белье полощем сами»

 Дружно помогаем маме -

Мы белье полощем сами

Раз, два, три, четыре,

Натянулись, наклонились

Хорошо мы потрудились.

 Воспитатель:Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?

 Дети:Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.

 Воспитатель:Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).

 Воспитатель:Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

 Дети:Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

 Воспитатель:Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

 Дети:Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

 Воспитатель:Ребята, а за что нужно извиняться?

 Дети:За плохой поступок, за обидные грубые слова.

 Воспитатель:Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.

Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».

 Игра «Мы с тобой одна семья»

 Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Потрогай нос соседа справа,

Потрогай нос соседа слева,

Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева,

Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:

Вы, мы, ты и я.

Поцелуй соседа справа,

Поцелуй соседа слева,

Мы с тобой друзья!

 Итог занятия:

Воспитатель:Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»


05.11.2020

Конспект занятия «Наши добрые дела».

 Цель:

Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим.

Оказывать помощь другу.

Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Развивать связную инонационально выразительную речь.

Развивать логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

 Оборудование:

Персонаж «Буратино», иллюстрации к сказкам, открытки, цветные карандаши, комнатные растения, дидактические игры «Путешествие по сказкам», «Геометрические фигуры», «Наоборот», магнитофон.

 Ход занятия.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются «Прикосновение ладошками» под музыку «Колыбельная медведицы»)

Воспитатель: У гостей ладошки теплые? (ответы детей) Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами. Появляется Буратино (Под музыку, песня «Буратино»).

Буратино:

Добрые слова не лень повторять мне целый день.

Только выйду я из дома

- Добрый день кричу знакомым.

Буратино:Здравствуйте, ребята! Добрый день! А какие добрые слова вы знаете, ребята? (ответы детей). Молодцы! А я Буратино. Пришел к вам в гости. Мне нужна ваша помощь. Мальвина задала мне очень много заданий. Один я справиться не могу, в школу не ходил. А вы мне поможете? (ответы детей). Достает из рюкзака первое задание «Геометрические формы»

 Воспитатель: (читает задание вслух)

Знаешь, Буратино это задание лучше выполнить за столом. Детям раздается задание. Дети выполняют задание. (Взаимопроверка выполненного задания).

Буратино благодарит детей за оказанную помощь.

 Буратино: Достает второе задание «Скажи наоборот». Буратино удивленно «А что это такое наоборот?»

 Воспитатель: А мы тебе сейчас поможем разобраться.

 Игра «Наоборот»

Легкий - тяжелый, черный - белый, злой - добрый, широкий - узкий и т.д.Буратино: Ой, что-то я устал. Я знаю стишок про себя, но его надо рассказывать и показывать движения. Вставайте со мной в кружок

 Физминутка: «Буратино»

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

 Воспитатель: Доброта живет на свете только в добром сердце, дети.

 Буратино обращает внимание на оформление группы. Дети называют сказки по иллюстрациям.

 Буратино: А эту сказку я знаю, это моя сказка, я в ней живу. А что это за сказка? (Ответы детей)

 Буратино достает третье задание.Игра «В мире сказок» (дети определяют по карточкам название сказок и героев сказок).Буратино: Да, да я слышал сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Как он в козленочка превратился. Это Мальвина мне рассказала и даже показала зарядку для пальчиков про упрямых козлят

Пальчиковая гимнастика.

Вот мостик горбатый

Вот козлик рогатый

На мостике встретил он

Серого брата

Упрямцу с упрямцем

Опасно встречаться

И козлик с козликом

Стали бодаться

Бодались, бодались

Сражались, сражались

И в речке глубокой

Вдвоем оказались.

 Воспитатель: Ребята, вот к чему приводит ссора, а надо быть дружными, добрыми. А ведь мы с вами знаем мирилку. Давайте покажем ее Буратино.

Мирилка:

Ехали на лодке, кушали селедку

А селедка не годится, надо, надо помириться

Мир, мир навсегда, ссора, ссора - никогда.

 Буратино: Вот мой рюкзак и пустой. Вы помогли выполнить мне все задания. Большое вам спасибо. Это очень хорошо, что вы дружные, добрые, умные. Ой, сколько у вас цветов, сделаю- ка я из них букетик для Мальвины.

 Воспитатель: Что ты, Буратино, это у нас комнатные растения. Их нельзя рвать, ими надо любоваться. И дети смотрят на них глазами, руками не трогают. Буратино, а давай дети нарисуют цветы, а ты их подаришь Мальвине.

(Дети рисуют цветы и дарят Буратино).

 Буратино: Ну, что ж, рюкзак мой пустой, можно смело идти к Мальвине.

 Воспитатель: Знаешь, Буратино, на прощание мы хотим дать тебе несколько советов:

1. Человек без друзей, что дерево без корней.

2. Ссора до добра не доводит

3. Друзья познаются в беде.

4. Новых друзей наживешь, но старых не забывай.

5. Помогай другу везде, не оставляй его в беде

Буратино: Какие хорошие советы и я понял, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. И как же мне вас отблагодарить за вашу доброту? Да, подарю-ка я вам диск со сказкой. А на прощание давайте потанцуем.

Танец под песню «Буратино»

Буратино: Добрые слова не лень говорить мне целый день. Всем знакомым на прощанье говорю я «До свиданья».

Беседы о….

   "Добро не умрет, а зло пропадет"

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям

 Воспитатель читает детям стихотворение:

 Быть легче добрым или злым?

 Наверно, легче злым.

 Быть добрым – значит отдавать

 Тепло свое другим.

 Быть добрым – значит понимать

 И близких и чужих

 И радости порой не знать,

 Заботясь о других.

 Конечно, доброму трудней,

 И все же посмотри:

 Как много у него друзей!

 А злой всегда – один…

 Ситуативный разговор.

 Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". (Добры – добросердечный)

 Воспитатель: Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках? (Наверное больше всего в сказках)

 Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – спальчик, Ховрошечка)

 Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.

 Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси - лебеди)

 Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)

 Воспитатель: В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.

 Послушайте историю.

 Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.

 Воспитатель: Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?

 Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?

 Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».

 Воспитатель: Как вы думаете, что произошло дальше?

 От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.

 Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.

 Воспитатель: Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие)

 Воспитатель: Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?

Мирилки

Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

 1.Ссориться не будем.                               2. Жили - были я ли, ты ли

Будем мы дружить.                                     Между нами вышел спор.

Клятву не забудем,                                       Кто затеял позабыли

Пока будем жить.                                         И не дружим до сих пор.

Ир - ир- ир- ир,

Наступил мир.                                         3. Петя драться любит очень

Ба-ба-ба-ба                                                   С ним играть никто не хочет.

Снова дружба.                                             На друзей не дуйся, брат.

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.                       Сам ты в этом виноват!

И я больше не дерусь.                                 Драчунов и нытиков

Ну, а если подерусь,                                     Пусть исправит критика.

В грязной луже окажусь.

 

 4. Ем я кашу и сметану,                             5. Улыбкой делиться мы будем,

У меня силёнки есть.                                  И с дружбой по жизни шагать.

Все же драться я не стану,                         Пожалуйста, больше не будем,

Только ты ко мне не лезь.                         Друг друга мы обижать.

 

 6. Лучше съешьте вы ириску                        7. Не ругайся, не бранись.    

Или сладких сухарей.                                     А скажи ты: «Подружись»

А драчливых и капризных                             А скажи ты: «Помирись»

Прочь гоните поскорей.                                  Будем мы с тобой всегда

                                                                           Неразлучные друзья!

 

 10. Я твой друг,                                                   11. Раз, два, три, четыре, пять.

Ты мой друг                                                             Мы помиримся опять,

Руку мне давай                                                        Руку крепко мы пожмем

И меня не обижай.                                                   И опять дружить начнем.

 

 

14. Мы поссорились с подругой                                15.Мы играли, мы играли

И уселись по углам.                                                          Нашу дружбу потеряли,

Очень скучно друг без друга,                                          А теперь мирись, мирись

Помириться нужно нам.                                                   И с друзьями не дерись!

Дам ей мишку, извинюсь,                                                 Драться и ругаться

Дам ей мячик, дам трамвай                                               Вовсе ни к чему,

И скажу: «Играть давай!»                                                 Ссоры не желаем

                                                                                             Больше никому.

 

16. Я хочу с тобой мириться,                                    

Я хочу с тобой дружиться.                                             17. Зачем шуметь и ссориться

Будем вместе мы играть,                                                       Нам нечего делить

Долго бегать, хохотать.                                                        У дружных дело спорится

Вместе будем мы читать,                                                       Водой их не разлить.

И друг другу помогать.

Заведем себе игрушку.                                                    18. Помирились Лена с Олей

Тайны говорить на ушко.                                                   Помирились Коля с Толей,

Ссор не будет никогда,                                                      Помирись и ты дружок.

Потому что мы друзья.                                                       Становись-ка в наш кружок.

 Ситуативная игра-история «Котик и ежик на качелях»

 «Помощь бельчонку».

 

Котика мама послала на почту,

Маме письмо отослать надо срочно.

Ёжик с приятелем вместе пошел,

С другом в дороге всегда хорошо.

Слышат в лесу они плач чей-то громкий,

И увидели под елью Бельчонка,

Он в незнакомое место попал,

Маму и дом свой родной потерял.

«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,

Много у нас еще дел впереди.

Если с тобою будем возиться,

Почта, наверно, успеет закрыться!.

 

Выход из проблемной ситуации.

«Бедный малыш, мы поможем тебе

И одного не оставим в беде.

Маму свою ты найдешь вместе с нами,

Будем теперь с тобою друзьями».

 Ситуативные игры могут быть рекомендованы воспитателям, для использования на занятиях, в развлечениях, а также родителям, которые хотят лучше узнать своего ребенка, ненавязчиво обучая его правилам общения и вводя в мир общечеловеческих ценностей.

Игры.

Игра «Мост дружбы».

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.

Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

Игра «Я не должен - я должен».

Цель:

1. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

2. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям.

3. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.

Ход игры.

Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок - ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, - »

I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.

II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.

Игра «Фотографии друзей»

Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.

На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.

Игра: «Волшебные руки».

Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников.

Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?»


11.11.2020

Занятие по конструированию «Строим город доброты»

 Цель: Продолжать учить детей сооружать постройки по заданной схеме.

-Учить анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, окна, у заборчика –загородки).

- Развивать способность различать и называть строительные детали (кубик, брусок, пластина, кирпичик, конус, цилиндр).

-Упражнять в пространственном моделировании.

-Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы.

-Побуждать к речевому и игровому общению.

-Развивать мышление, конструкторские навыки, умение выполнять творческие задания.

- Воспитывать чувство коллективизма, доброе отношение друг к другу.

Материал : Набор строительных деталей, картинка с изображением улицы города, мелкие игрушки для обыгрывания, кукла – мальчик Миша.

 Ход:

Воспитатель: Дети, сегодня в гости к нам пришел мальчик Миша и что-то принес с собой. Что в руках у нашего гостя?

Дети: Конструктор.

Воспитатель: Миша говорит, что этот конструктор ему подарили друзья на День рождения, а что с ним делать не сказали. Вот он и пришёл к нам за помощью.

Воспитатель: Дети, а для чего нужен конструктор?

Дети: Ответы детей (Чтобы строить)

Воспитатель: Что можно построить из конструктора?

Дети: Ответы детей (Мебель, мостики, машины и т. д.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие детали находятся у Миши в коробке и попробуем их назвать. Только будьте очень внимательными.

Воспитатель: Я буду вам загадывать загадку, а отгадку нужно будет «найти» в коробке и всем показать.

Загадки.

Что это за деталь, ребята:

Все стороны у него – квадраты?

Дети: Ответы детей… (КУБ).

Воспитатель: А теперь найдите в коробке эту деталь и покажите. Молодцы.

Сбоку - треугольник,

Сверху – я кружок.

назови меня, дружок.

Дети: Ответы детей… (Конус).

Кубик + кубик + кубик =

Дети: Ответы детей… (Брусок).

По полу он катился

И вот остановился.

Поставь его, дружок

На ровненький кружок.

Дети: Ответы детей …. (Цилиндр).

Воспитатель: Молодцы, дети. Назовите последнюю деталь, которая осталась в коробке?(Показываю пластину).

Дети: Ответы детей … (Пластина).

Молодцы, дети.

Воспитатель: Видишь, Миша, наши дети очень хорошо знают название всех строительных деталей. А ещё они умеют строить. Сегодня наши ребята будут настоящими строителями, а ты у них поучишься. Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте немного разомнемся.

ФИЗМИНУТКА.

«Вправо - влево наклоняйтесь.

Как цилиндры покачайтесь.

Попрыгайте как шарики.

Сделайте «фонарики».

А шарики катаются

Ребята улыбаются.

МОЛОДЦЫ.

Воспитатель: Дети, сегодня я вам предлагаю построить улицу нашего города. Для начала давайте рассмотрим картинку с изображение улицы. Каждый из вас сделает постройку, которую мы поставим на лист картона, где я заранее для вас расчертила дорогу. А Петя с удовольствием у вас поучится.

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.

Воспитатель: Как называется твоя постройка?

Кто живёт в твоём домике?

Для кого ты сделал свою постройку?

Из каких частей состоит твой домик?

Дети: (Я построил домик. В нем живут люди. В домике есть стены, крыша, окна, дверь. Я построил мост. Это спуск, а это подъём, и др.)

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая замечательная улица у нас получилась! Теперь вы можете поиграть с нашей постройкой.

Воспитатель: Ребята, Мише очень понравилась наша группа. Но ему пора возвращаться к себе домой. Теперь он умеет строить из конструктора всё. Он говорит «До свидания», но обещает вернуться ещё.

Воспитатель: Дети, вы сегодня очень хорошо отгадывали загадки, строили интересные постройки, играли. Молодцы!

 21.11.2020

Занятие по развитию речи "Петя – петушок"

Задачи:

1. Развивать речевую активность детей, упражнять в правильном звукопроизношении, в выразительном чтении стихотворения.

2. Учить действовать в соответствии со словами стихотворения.

3. Закрепить и углубить знания о петушке.

 Материал: петушок (игрушка), поднос, чашечка с зерном.

Ход занятия

Воспитатель: Ребятки, я сейчас загадаю загадку, а вы мне поможете ее отгадать.

Загадка:

Беленькие перышки,

Красный гребешок,

Кто сидит на бревнышке?

Дети: Петя – петушок!

Воспитатель: Молодцы, правильно, это петушок. А где же он? Дети находят петушка закрытого салфеткой. Воспитатель берет петушка в руки и вместе с детьми рассматривает.

Воспитатель: Детки, а что у петушка есть на голове?

Дети: Глазки, клювик.

Воспитатель: А еще что?

Дети: Гребешок, бородка.

Воспитатель: А какого цвета гребешок и бородка у петушка?

Дети: Красного.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, красного цвета гребешок и бородка у нашего петушка. А что еще есть у петушка на тельце?

Дети: Лапки, хвостик, крылышки.

Воспитатель: Правильно, умнички. А как поет петушок?

Дети: Ку-ка-ре-ку (звукопроизношение)!

 Физминутка

Воспитатель: Ребятки, давайте походим как петушки. Дети выполняют имитацию ходьбы петушка.  А теперь мы с вами расскажем петушку стихотворение.

Дети: Да!

 Петушок – петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь.

Петушок пропевает ку-ка-ре-ку!

 Воспитатель: Хорошо петушок поешь, громко, всех радуешь. За твою хорошую песенку, мы тебя угостим. Ребятки, а что кушает петушок?

Дети: Зернышки.

Петушок говорит деткам спасибо (ку-ка-ре-ку).

Воспитатель: Ребятки, пока петушок будет клевать зернышки, мы с вами поиграем.

 Игра «Курочка и цыплята».

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко,

Лапками гребите, зернышки ищите,

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы, полное корытце.

26.11.2020

Беседа о празднике «День матери»

Задачи:

дать детям представление о празднике «День матери»;

воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме;

обогащать словарный запас детей потеме.

Ход беседы:

Воспитатель: Дети, я принесла  волшебный сундучок, а в этом сундучке кукла Катя, но она тоже волшебная, стоит дотронуться до ее спины, она заговорит. Что кукла говорит? 

Дети: Ма-ма.

Воспитатель: Давайте проговорим это прекрасное слово.

(Дети хором:«Ма-ма») 

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о наших  любимых  и дорогих мамочках. Самое прекрасное слово на земле - МАМА. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках одинаково нежно. У мамы  самые добрые и ласковые руки. Она заботится обо всех членах семьи. У мамы самое  чуткое и доброе сердце.

Давайте закроем глаза на минутку и представим себе наших любимых мам, улыбнемся  и скажем слово « мама» нежно-нежно.

Воспитатель: Ребята, скоро в нашей стране люди будут отмечать праздник «День матери». В этот день мамам и бабушкам говорят добрые слова, помогают, дарят подарки.

Воспитатель: Дети, посмотрите,  кукла Катя принесла с собой  букетик. Катя хочет узнать, какие у вас мамочки.  Передавайте букетик друг другу и говорите, какая у вас мама (хорошая, добрая, красивая, ласковая, милая и т.д.).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько ласковых слов вы знаете о маме, говорите эти слова чаще своим мамам.

Воспитатель: Дети, а теперь Катя интересуется, вы помогаете своим мамам?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, расскажите, а как вы помогаете мамам? (Опрос детей)

Воспитатель: Молодцы,  из  вас вырастут очень хорошие помощники!

Воспитатель: Для каждого человека его мама самая лучшая! Нет прекраснее ее глаз, ласковее ее рук, нежнее ее голоса. Так берегите своих матерей, помогайте им.

Давайте хором произнесем: «Милая мамочка, я тебя люблю!».

Воспитатель:Ребята, давайте еще раз повторим, о ком мы сегодня говорили?  Кто для нас мама? Как мы должны относиться к мамам?

Мама – это небо, Мама – это свет,

Мама – это счастье. Лучше мамы нет!

Воспитатель: Ребята, вы и Катю научили тому, как нужно относиться к своей маме. А теперь попрощаемся с Катей и скажем, что ждем ее снова.

 02.12.2020

Игровое занятие: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!»

Цель:  Закрепить у детей название некоторых овощей, фруктов, учить выделять их характерные свойства: цвет, форму, размер путем зрительного и осязательного обследования;  продолжать совершенствовать речь  детей использовать прилагательные, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже и умение отвечать на вопросы; обучать детей умению вести диалог с педагогом, учить детей находить парные предметы.

Наглядный материал: фрукты(яблоко, груша, апельсин, банан), ягоды(виноград); для определение предметов на ощупь пособия «чудесный мешочек» и «волшебная коробочка» (с отверстиями с обеих сторон для рук); парные картинки «Фрукты»; маски для детей «зайчики»; дидактическое пособие «Цветные домики с окошечками».

 Ход беседы:  Стук в дверь. Входит заяц (его роль выполняет взрослый), здоровается с детьми.

 Воспитатель.     Ребята, вы узнали, кто к нам прибежал в гости? Правильно, это Зайка – длинные ушки, быстрые ножки, короткий хвостик.

 

                                       Зайка (жалуется)

                                     На дворе большой мороз,

                                      Отморозил зайка нос.

 Воспитатель.   Теплый шарфик на скорей

                                    Да укройся потеплей.

 Зайка.  Я вам тоже кое-что принес, вот здесь в рюкзачке, но я вам не покажу, пусть ребята сами догадаются.

Воспитатель.  Ну, раз не покажешь, дай хоть понюхать.

Дети должны почувствовать запах апельсина. Предложить детям сесть на ковер и рассмотреть содержимого рюкзачка. Достать апельсин, передовая друг другу из рук в руки: круглый, оранжевый, большой, шершавый (с пупырышками), твердый, холодный. Так дети должны описать каждый фрукт и ягоды. Все сложить в тарелку, подвести итог.

Воспитатель. Что это?

 Дети. Фрукты.

 Воспитатель.  Давайте мы с вами сначала поиграем, а потом будем угощаться. Предложить детям пройти за столы, где лежат карточки с изображением фруктов, по четыре, для каждого.


 04.01.21

Консультация для родителей  «Что можно рассказать детям про Рождество»

 Посмотри скорей в окно:

Там, на улице, светло,

Потому что снег лежит,

Рождество добро творит,

 Волшебство и чудеса!

Слышишь, рядом голоса

Ангелочков и Христа,

Охраняющих тебя

 От плохих людей, злодеев,

Колдунов и чародеев

И несущих сотни лет

Миру счастье, добрый свет!

     Многие родители частенько задаются такими вопросами, как же рассказать детям о таком замечательном празднике, как Рождество. Есть очень много способов, для того, чтобы поведать дошкольникам о таком празднике, как Рождество. Можно придумать самые различные способы. Например, отправиться с ними в сказочную страну. Вы, уважаемые родители можете преподнести свой рассказ в виде волшебной и чудесной сказки, а можете и в виде игры, при этом рассказывая о заколдованных и загадочных существах, которые оживают, именно, в рождественскую ночь. Также можно рассказать о традициях.

С детьми постарше, которым уже объяснили азы, можно проводить разговоры в игровой форме: устроить викторины. Можно инсценировать предание о Рождестве, предварительно раздав роли детям.

Особенно когда, люди украшают помещения различными гирляндами, игрушками и другими яркими праздничными атрибутами. После чего, можно рассказать ребенку о дедушке Морозе и его помощниках, которые приходят каждую рождественскую ночь к послушным, добрым детям  и, конечно же, оставляют подарки. А это значит, что каждый ребенок должен хорошо себя вести, чтобы на рождество получить что-то и себе в подарок. В особенности, хороши и традиции, когда седьмого января вся семья собирается за столом, а детям за колядки дают подарочки. Выучите с детьми колядки:

Господин, господа

Господин, господа,

Господинова жена,

Двери отворите

И нас одарите!

Пирогом, калачом

Или чем-нибудь еще!

 

Коляда, коляда

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топиться,

Пирожка-то хочется!

 

Ты, хозяин, не томи

Ты, хозяин, не томи,

Поскорее подари!

А как нынешний мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Либо из печи пироги,

Либо денег пятачок,

Либо щей горшок!

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конюшню коней,

В хлевушку телят,

В избушку ребят

И в подпечку котят!

 

Маленький хлопчик

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет,

Колядку потешает.

Щедрик-Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

 

Не дашь мне ватрушки

Не дашь мне ватрушки –

Получишь по макушке!

Не дашь пирога –

Уведу корову за рога.

Здорово, когда зимним вечером всей семьей сделаете сувениры или открытки своими руками. Рождественские открытки радуют своей простотой и доступностью.

 

Как рассказать детям о Рождестве Христовом

Что-то случилось в мире – так Б. Пастернак сказал о Рождестве Христовом. С отдельной человеческой жизни началась новая эра в истории человечества.

Но в наши времена по многим причинам – и мировоззренческим, и запутанно-календарным – свет Рождественской звезды был затенен плюшевой шубой и ватной бородой Деда Мороза, китайскими гороскопами и канонадой новогодних петард. И наши дети на вопрос: «Какой нынче год от Рождества Христова?» бодро отвечают «Год овцы!» А увидев случайно вертепное действо, с жадностью спрашивают нас: «Что это? А почему ты мне никогда об этом не рассказывала?» Не рассказывала, потому что в глубине души мама и сама порой не знает – как поведать ребенку о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад.

Для того, чтобы события тех далеких лет предстали перед вами сегодня, для начала найдите вместе с ребенком древнюю Палестину на карте. Расскажите, какую одежду тогда носили, какие строили дома, на каких судах плавали по морю и какие театры строили в городах огромной Римской империи.

Младенец в яслях

В Назарете (это один из городов древней Палестины) жила давным-давно девушка по имени Мария. Ее обручили с плотником Иосифом, происходившим из великого рода царя Давида. И вот однажды Марии явился ангел Гавриил и возвестил ей: «Радуйся! Из всех женщин Бог избрал тебя. Он благословил тебя родить Сына, Которого ты назовешь Иисусом, Он будет вечно царствовать над Израилем, и называть Его будут Сыном Божьим». «Но как же у меня родится сын, если я не замужем?» «Дух Святой сойдет на тебя, и поэтому Сына твоего назовут Сыном Божьим».

В те времена император Август приказал устроить перепись населения. Для этого каждый житель Иудеи должен был явиться в то место, откуда он был родом. Родным городом Иосифа был Вифлеем. И вот Иосифу и Марии (которой уже вот-вот пора было родить) пришлось отправиться туда. Но когда они прибыли в Вифлеем, оказалось, что свободных мест в городской гостинице уже нет. Одна за другой закрывались перед ними двери – никто не хотел пускать их на ночлег. Лишь в хлеву нашлось для них место. И вот холодной зимней ночью в хлеву родился Божественный Младенец.

В ту ночь по окрестным полям ходили пастухи, охраняя свои стада. Вдруг перед ними явился блистающий Ангел. Пастухи, конечно, испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». И в тот же миг на поле появилось множество ангелов, славящих Бога и разносящих повсюду радостную весть (греческое слово «ангелос» и означает «вестник»). Пастухи решили, что им нужно поспешить в Вифлеем и увидеть Младенца, о котором возвестил Ангел. И вот, подойдя к хлеву, они увидели Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

 

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос...

 

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

 

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

 

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком...

 

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

 

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

 

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!» (Саша Черный. Рождественское)

Путеводная звезда

 

А в тот момент, когда Он родился, на небе появилась новая яркая звезда. Волхвы (так называли восточных мудрецов) увидели ее в небе и поняли, что она возвещает о рождении Царя Иудейского. Царь, по их мнению, должен был родиться в столице – Иерусалиме. Однако, когда волхвы пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Божественному Младенцу, об этом узнал царь Ирод. «Как? Родился Царь Иудейский?» – Ирод был очень испуган такой вестью, ведь она заставила пошатнуться его трон. Знатоки Закона и первосвященники поведали ему, что Младенец родился в Вифлееме. «Найдите Младенца, а потом сообщите мне – я тоже хочу Ему поклониться» – так сказал Ирод волхвам (а на самом деле он задумал убить Иисуса).

Оседлав верблюдов, волхвы тронулись в путь, а чудесная звезда указывала им дорогу, пока не остановилась над тем местом, где родился Иисус. Волхвы очень обрадовались. Они вошли в хлев, увидели Марию с Младенцем и поклонились Ему до земли. Потом волхвы поднесли Иисусу свои дары – золото и драгоценные благовония: ладан и смирну.

Этой же ночью Бог повелел волхвам не возвращаться к царю Ироду. Они отправились домой другой дорогой. Вскоре Иосифу во сне явился Божий ангел. Он велел Иосифу вместе с Марией и маленьким Иисусом бежать в Египет – Иисусу угрожала смертельная опасность. Ведь когда царь Ирод узнал, что волхвы обманули его, он очень разгневался. Полный решимости избавиться от новоявленного Иудейского Царя, Ирод отдал страшное приказание – истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола. Иосиф и его семья бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода.

Традиции и реальность

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество. Увы, порой за блестящими разноцветными обертками пропадает главное – воспоминание о том, ради чего приносятся эти дары. Обсудите с ребёнком события, которые произошли более двух тысяч лет назад, рассмотрите картины великих художников, которые повествуют о Рождестве. Как вы думаете, почему в Новое время волхвы изображались в завитых париках и камзолах, а в эпоху Возрождения Мадонна причесана так же, как и современницы Боттичелли?

А на Украине до сих пор поют такую колядку: пастухи, приближаясь к Божественному Младенцу, пели так хорошо, что Богоматерь спросила, не с Украины ли они.

И это не случайно. Все дело в том, что во все времена Рождественское чудо происходит каждый год ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, и каждый год загорается путеводная звезда, ведущая к милосердию и добру.

Добрый свет Рождества

Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы думаете, оно доступно только взрослым, а дети способны лишь снисходительно принимать дары? На самом деле, даже двухлетний карапуз может и хочет быть щедрым, заботливым, добрым. Ваша задача – лишь чуть-чуть помочь ему и порадоваться вместе с ним. Ребенок тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.

Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские «елки» для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.

Найдите во дворе небольшую елочку, повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под елкой, насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.

И тогда на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.

 


11.01.21

Конспект занятия по лепке в младшей группе "Рябина для снегиря"

 Задачи:

Учить детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.

Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту родного края.

Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботится о птицах; аккуратность и внимательность.

Материал и оборудование:

Картинка снегиря, веточка рябины, пластилин красного цвета, дощечки, салфетки, клей.

Ход занятия.

На улице зима. За окном мороз, вокруг снежок и на деревьях, и на дорожках. Я сегодня на улице видела вот такую красивую птичку.

(Показ картинки со снегирем)

- Видели такую птичку?

(Ответ детей)

-Это снегирь. Вот такая нарядная птица. Смотрите у птички есть голова, клюв, глаза, туловище, крылья, лапки, хвост. Сама птичка черная, а грудка красная. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Стайка - это много птиц, которые летают вместе.

- Ребятки, а хотите мы с вами сейчас превратимся в стайку снегирей и поиграем.

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки)

Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

- И за стульчики присели! Превращаемся обратно в девочек и мальчиков.

- Снегири, как все птички, любит зернышки клевать. Больше всего он любит ягодки рябины, он достает из них зернышки своим сильным клювиком, а саму ягодку выкидывает на землю.

- Ребятки, а давайте угостим вкусными годками нашего снегиря.

(Ответы детей)

- Но вот беда веточки рябины есть, а ягодок на веточке нет. Давайте их сделаем из пластилина. Какого цвета ягодки рябины?

(Ответы детей)

- Правильно, красного. Ягодки мы будем делать из пластилина красного цвета. Отщипываем маленькие кусочки пластилина и круговыми движениями катаем шарик, затем его кладем на веточку и придавливаем пальчиком. Вот одна ягодка уже висит на веточке, а нам надо много ягодок сделать, чтобы всем хватило.

(Воспитатель показывает детям, как это надо делать.)

- Молодцы, ребятки! Дружно трудились и много ягодок для снегирей сделали! Птичка говорит вам спасибо!

- Ребята, что мы с вами сегодня лепили, вешая на веточки? А каких птиц вы запомнили?


 

 





Комментариев нет:

Отправить комментарий