Игры
экологического содержания для детей дошкольного возраста
«Птицы
в природе»
Дидактическая задача. Развивать умение устанавливать
последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев,-- экологическую
пирамидку; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из
звеньев природы.
Материал и оборудование. Кубики с изображением
солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек,
комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).
Игровые действия.
Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические
пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.
Второй вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку
и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти
«ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.
Ход игры. Первый вариант.
Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором
нарисован дятел). Где живет дятел?
Дети. В лесу на дереве (находят кубики с
изображением большого дерева и выставляют их на стол).
Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло?
Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.
Дети находят соответствующие кубики, изображающие
землю, воду, солнце, и ставят их у основания пирамидки под кубиками с
изображением деревьев.
Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и
определите его место в пирамидке.
Дети находят кубики с изображением червячков, шишек
хвойных и ставят их над деревьями. Объясняют, почему они так сделали.
Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой
дятла?
Дети. Над деревьями, потому что дятел питается
червячками, которые находятся за корой деревьев, семенами из шишек и сам живет
на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.
Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки,
соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др.
Во время выполнения задания воспитатель исправляет
ошибки детей и. объясняет их.
Ход игры. Второй вариант.
Педагог составляет экологическую пирамидку,
связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающий воду.
Воспитатель. Что я не вставила в пирамидку? Что в
ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?
Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу
негде будет жить, нечего будет есть.
Аналогично составляются пирамидки, в которых не
хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия,
необходимые для жизни данной птицы.
«Угадай
правило»
Дидактическая задача. Описать поведение человека по
отношению к объектам природы, объяснить эти действия.
Материал и оборудование. Рисунки с графическим изображением
правил (их содержание зависит от задач, решаемых педагогом на занятии).
Приведем примеры.
Рис. 1. Береги муравейники. Помни, муравьи --
санитары леса!
Рис. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим
следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле
гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть
гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!
Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай
пауков!
Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не
вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни,
что грибы очень нужны природе!
Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть
красивые растения остаются в природе!
Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других
насекомых!
Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и
кустарников!
Рис. 9. Не разжигай костер. От огня погибают и
задыхаются многие растения и насекомые!
Рис. 10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и
детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.
Игровое действие. Воспитатель показывает этикетку, а
дети своими словами передают смысл правила.
«Выбери
правильно дорогу»
Дидактическая задача. Уточнить экологические знания
детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие
отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в
лесу, на лугу и в других природных сообществах).
Материал и оборудование. Картинка, на которой
изображены лесные тропинки. По краям тропинок расставлены этикетки с правилами
поведения в лесу.
Игровое действие.
Ребенок должен определить, по какой тропинке он
пойдет, и обосновать свой выбор.
Ход игры. Первый вариант.
Если пройти по первой тропинке, можно наступить на
муравьев (изображен муравейник).
По второй, узкой тропинке тоже нельзя идти -- между
деревьями паук сплел свою паутину.
На третьей тропинке змея с детенышами греется на
солнышке.
Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем
-- гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.
Ход игры. Второй вариант.
На первой тропинке -- тлеющий большой костер. На
остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, обосновав свои ответы,
приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала потушить костер.
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы
произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали
ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей
вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без
друга не смогут обходиться.
«Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений.
Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно
из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра
проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на
столе.
«Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях,
сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки:
на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья
разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель
задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки,
допущенные в составлении рисунка.
«Угадай, что в руке?»
Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за
спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает
один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у
себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что
лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их
быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать
растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен
большой выбор цветов.
Вариант 1.
На столе поднос
с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки,
называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по
цвету и по форме.
Вариант 2.
Дети делятся
на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок,
чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 3.
Из цветов
дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно
использовать стихи о цветах.
Игра-сказка «Фрукты и овощи»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказывает:
- Решил
однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец,
морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на
стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих
оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут
лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём
пооммиидоорр».
- Как вы
думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети
называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа,
огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор.
Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде
поближе к помидору.
Проводит
помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им!
А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не
подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие.
Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых
столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы
думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща
выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей.
Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста
одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также
передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё
больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют,
что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не
совпадают.
- Как помочь
им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи
вошли в его войско?
Воспитатель
должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия:
«Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или
«Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук,
свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где
ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи
стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Распределение плодов по цвету
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по
цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а
третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом
и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель
и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют
оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Распределение плодов по форме и вкусу
Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе,
по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения
даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить
плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое.
Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе:
«Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое
вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты
и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
«Вершки-корешки»
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети
делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают
кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
«Узнай и назови»
Педагог берёт из корзинки растения и показывает их
детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду
показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что
знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная
Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например,
ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики
без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только
вырастает (2-3 рассказа детей)
«Да – нет»На все вопросы ведущего можно отвечать
только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое
животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где
живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя
словами.
«Где снежинки?»
Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу
карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река,
лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.
Во время
движения по кругу произносятся следующие слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче
засветило.
Стало жарче
припекать,
Где снежинку
нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед
кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор.
Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга,
холода.
Выходите
погулять.
Где снежинку
нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.
Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх
времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой
выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко,
морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем
питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать,
закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько
видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку
(игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит
детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой
предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти
рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась.
Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась
рыбка. Дети отгадывают.
«Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье
справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком
месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель
обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите
растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за
ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что
похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
«Волшебные экранчики»
Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы
по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать
предметы.
Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в
которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с
изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко
большое, среднее и маленькое),
Правила и ход
игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом
«окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.
Например: большой круг, затем средний, маленький;
тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.
В начале
освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство,
подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно
использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне»
красное яблоко, во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру
яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.
«Четвёртый лишний»
Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы
летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы
насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
заяц, ёж, лиса, шмель;
трясогузка, паук, скворец, сорока;
бабочка, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
пчела, стрекоза, енот, пчела;
кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
таракан, муха, пчела, майский жук;
стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
лягушка, комар, жук, бабочка;
стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.
Игра в слова
Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них
подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).
Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд,
увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый,
звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок»,
соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза,
рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска,
отпугивающая окраска.
Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и
т.д.)
«Земля, вода, огонь, воздух»
Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он
бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов:
земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч,
должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий
отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все
должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч
возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и
волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя.
(Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и
игра начинается.
Воспитатель
говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора
отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама
Тучка показывает, что им делать.
Полетели
капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать.
Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки
составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой.
(Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке,
путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в
хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом
вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко
пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки
поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка,
вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за
воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас
соскучилась.
«Угадай растение»
Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение,
расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и
назовём его.
Игра с мячом «Я знаю»
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с
мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы
(звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч,
говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса,
волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично
называются другие классы объектов природы.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово
«птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например
«воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не
повториться.
Аналогично
проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект
природы, например, «сорока». Ребё-нок должен ответить «воздух» и бросить мяч
обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля»
и т.д.
Возможен и
другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший
мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на
слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с
изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель,
а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта,
так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее,
пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у
детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река,
дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением
животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его
картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект
живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при
слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают
полёт птицы.
«Похожи – не похожи»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать,
обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим,
сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.
Материал: игровой лист (экран) с тремя
«окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями
свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье
«окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с
обозначением свойств.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран»
так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством,
указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся
взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак.
Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно,
второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает,
третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За
каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются
местами.
Вариант 3. Используется на заключительных этапах
освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» -
выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при
этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы
похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе
окно или загадать новую загадку.
«Выбери нужное»
На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель
называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно
больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это
могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и
т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.
«Две корзины»
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети
должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только
по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости –
мягкости, вкусу или даже запаху.
«Береги природу»
На столе или наборном полотне картинки, изображающие
растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну
из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми
объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу
– что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий