Родительский всеобуч
Нет
ничего труднее, как перевоспитать
человека
плохо воспитанного.
Я. Коменский
Уважаемые родители!
Ни для кого не секрет, что в последние годы
родительское воспитание приобрело иные черты – обеспечение материального
благосостояния стало приоритетным. Конечно, это немаловажная деталь: нужны
средства для того, чтобы ребёнка одеть, накормить, дать образование.
Но при этом нельзя забывать о духовно-этической
стороне, которая чаще всего возложена на детский сад и школу. Воспитание
человека, личности должно быть построено на принципе сотрудничества родителей и
педагогов, и только тогда можно достичь определённых результатов.
ТЕМА СЕГОДНЯШНЕЙ БЕСЕДЫ
«КАК ПО-НАСТОЯЩЕМУ ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ»
Сегодня мы поговорим о родительской любви, о её силе
и значении, о разумности, о чувстве меры, о том, как воспитать ребёнка, не
лишая его ласки, внимания, заботы, дружеского расположения.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а
потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из
которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поощрять своих детей. Самое
главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Пример: Мама привела дочку в сад или школу, она
страдает тяжёлой формой заикания. Печальное, страдальческое лицо матери, да и
весь её внешний вид – мука и страдание не придают дочери уверенности в себе. В
дочери материнские страдания удесятеряются. В их расставании боль и страх.
Девочка не играет с детьми; вся поникшая, замкнутая, необщительная – маленькая
страдалица. В том же саду мальчик, с таким же расстройством речи, но мама ведёт
себя по-другому, не показывает ребёнку свою боль, и мальчик растёт живым,
энергичным, общительным. И мать, и мальчик относятся к беде без надрыва и
страданий.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там,
где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродуют их».
Вот три разновидности уродливой любви:
любовь умиления;
любовь деспотическая;
любовь откупа.
Любовь умиления. Это самое печальное, что можно
себе представить в отношении родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная,
слепая любовь. Она развращает душу ребёнка прежде всего тем, что не знает
удержу своим желаниям; ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что
существуют понятия «можно», «нельзя», «надо». Такой ребёнок вырастает
капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование
жизни становится непосильной тяжестью. У него складывается твёрдое убеждение в
том, что он приносит счастье, радость родителям уже тем, что он живёт на свете,
существует.
Дети – радость нашей жизни, мы живём и трудимся во
имя счастья детей, это бесспорные истины. Но говорить об этом детям, постоянно
подчёркивать эту мысль – это значит развращать детей, создавать червоточинку в
гражданской сердцевине человека.
Вот пример деспотической родительской
любви.
В «Рабочей газете» опубликовано письмо 16-летнего
юноши, девятиклассника одной из школ Кривого Рога. Это письмо продиктовано
отчаянием. Юноша учится на "4" и "5", делает дома всё, что
надо делать для помощи родителям, – моет полы, посуду, чистит одежду и обувь
всей семье. «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся о хорошем питании, -
пишет мальчик, - но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…»
Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают,
как они говорят, только из любви к детям, считают, что таким методом желают ему
добра, учат жить.
Деспотизм невежественных родителей - это одна из
причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром
начале в человеке. В обстановке жёсткого контроля, мелочных придирок,
постоянных упрёков маленький человек ожесточается.
Был сын маленьким мальчиком – был добрым и
сговорчивым, послушным; стал подростком – стал грубым, своенравным. Почему так
происходит? Причина этого явления – в неумении родителей пользоваться своей
властью; в том, что принуждение осознаётся и переживается ребёнком как злая
сила, подавляющая его волю.
Родительская власть должна поощрять, одухотворять
внутренние силы ребёнка – его желание быть хорошим.
Третья разновидность неразумной родительской
любви: любовь откупа. Разве можно измерить родительскую любовь
материальными затратами, да ещё когда они преподносятся в виде откупа за
недостаток общения с детьми или просто как поощрение хороших поступков: помыл
посуду – вот тебе деньги на кино, сделал уроки – вот тебе модная футболка,
закончил четверть без троек – вот джинсы.
Надо поощрять детей, но таким ли способом? Какой же
должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и
дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми? Как добиться, чтобы
родительская любовь зажигала в детских сердцах неугасимые искры благодарности?
Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в трудном
деле воспитания человека.
Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза
они видят наши срывы, ошибки, неправильные поступки, как бы мы ни старались это
скрыть. Краем уха они слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто
случайными попутчиками. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к
другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребёнка, послужат
примером для невольного подражания. То, как ребёнок воспринимает самого себя,
зависит от наших оценок. И если мы оцениваем не его поступки, а его персону, то
он находится в постоянной тревоге, ожидая нашего одобрения.
Сравните два варианта поведения родителей.
Пример № 1.
«Знаешь, я чувствую себя счастливой, когда у тебя
так отлично идут дела в школе».
Такого рода высказывание – сущая диверсия,
подрывающая самоощущение, самоуважение ребёнка. Такой ребёнок приходит в ужас,
сделав на контрольной ошибку. Его вечное стремление – чтобы родители гордились
им и были счастливы от его успехов.
Пример № 2.
«Я вижу, ты стал писать без ошибок и очень
аккуратно. Ты наверняка получаешь от этого удовольствие. Я рада за тебя». Такое
высказывание вдохновит ребёнка. Родители, выбравшие второй вариант поведения,
не связывают в сознании ребёнка свою любовь к нему через достоинства или
недостатки, а через проявление самоуважения.
Если ребёнок вернулся домой поздно, значительно
позже того часа, о котором с ним условились. Можно сказать ему: «Ты нарушил
обещание. Завтра вечером тебе придётся остаться дома». Звучит сурово, однако
это лучше обычного: «Ты безответственный, эгоистичный, ты думаешь только о
себе, тебя совершенно не волнует, как мы переживаем, ожидая тебя…» Эта тирада
подразумевает вопрос: «Как ты мог так поступить?» Такой способ воздействия –
стыдить и унижать – вбивает клин в отношения детей и родителей.
Если мы ждём от ребёнка очень многого – он растерян
и подавлен, потому что боится не оправдать наших надежд.
Родительская любовь должна иметь отклик в душе
ребёнка, плохо, когда она будет безответственной. Отважившись на истинную
любовь и свободу в отношениях с детьми, сильно рискуешь, ведь никто не может
предсказать заранее, чем всё обернётся. Могут быть и ошибки, которые надо уметь
исправлять, не заискивая, не пытаясь загладить вину притворством, неверным,
фальшивым тоном, не подарив игрушку или книжку в счёт своих грехов, а попросить
прощения как у равного.
Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены
бытом: мы старательно моем, стираем, готовим, бдительно следим за порядком,
оставляя на потом общение с ребёнком, тихие разговоры с ним. Нам некогда узнать
его внутренний мир, мир его тревог и волнений, просто услышать и понять его.
Нам часто кажется, что у детей не бывает проблем, что у них сплошные пустяки, а
они серьёзно переживают свои беды; и не надо гасить их чувства.
Воспитание чувств ребёнок получает в семье, их
необходимо культивировать. Не испытав любви, сострадания, участия, ребёнку
трудно жить.
Пример.
В одном из отрядов в оздоровительном лагере был
трудный ребёнок. Парнишка – воспитанник детского дома. Вырос не только без
любви, но и просто без человеческого участия. Не испытав чувств сострадания в
людском общении, он хотел увидеть их проявление в другом мире. Парень уходил на
берег реки, где ласточки вили гнёзда, и разорял их, он отрывал птенцам головы и
смотрел, как метались птицы, жалобно крича над разорёнными гнёздами. Сидел и
смотрел. Когда его спросили, зачем он это делал, он ответил: «Я хотел посмотреть,
как плачут их мамы».
Похвала матери, отца, в особенности, окрыляет
ребёнка. Скажите мне доброе слово, и я оправдаю его, скажите мне доброе слово,
и я приумножу его. Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки,
она улучшает взаимоотношения родителей и детей.
Уважаемые родители! Вы должны знать – нет готовых
рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца
матери и отца найдут правильное решение.
ПОМНИТЕ
ЭТИ ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ
Если ребёнок растёт в терпимости – он учится
принимать других.
Если ребёнка подбадривают – он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят – он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности – он учится быть
справедливым.
Если ребёнок растёт в безопасности – он учится
верить в людей.
Если ребёнка постоянно критикуют – он учится
ненавидеть.
Если ребёнок растёт во вражде – он учится
агрессивности.
Если ребёнка высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с
чувством вины…
Всего
вам доброго, растите хороших людей, чтобы они жили с постоянным желанием
приехать к маме и папе, позвонить им.
Комментариев нет:
Отправить комментарий