Консультация
«Польза настольной игры для детей»
Воспитать ребёнка без
игры невозможно. В дошкольном возрасте дети играют постоянно — это их
естественная потребность, способ познания окружающего мира.
На сегодняшний день
существует огромное количество развивающих настольных игр для детей. Их можно
подобрать, опираясь на предпочтение ребёнка, в зависимости от его возраста.
Огромным преимуществом
настольных игр является то, что в них можно играть в любое время как одному,
так и компанией. При этом дети учатся общаться друг с другом, договариваться,
соблюдать определённые правила.
Даже самые простые настольные игры оказывают
полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение
и образное мышление.
У настольной
игры есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила,
обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится
соблюдать эти правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент.
Например, настольные игры «ходилки» или «бродилки» предполагают
использование кубиков и передвижение фишек по игровому полю, учитывая четкие
правила.
Эти игры направлены на
обогащение словарного запаса, сообразительности и самостоятельности и,
ориентировке в пространстве. Азарт и желание победить стимулируют смекалку
и интеллект. В процессе игры дети могут узнать о правилах поведения на дороге,
о жизни животных или выучить алфавит. Игры могут быть с различной тематикой, с
сюжетами для мальчиков и для девочек.
Играя в эти игры
ребёнок начинает понимать, что кроме него есть другие «я», и его действия
не должны нарушать их прав в установленных правилами пределах – нельзя
перебросить кубик, если не понравилось выпавшее значение, нельзя сделать ход
вне очереди, нельзя схватить с поля и посмотреть закрытую карточку просто
потому, что любопытно, и что, как ни обзывай того, кто первым дошел до финиша,
всё равно останешься проигравшим. И, что самое главное, всё это нельзя потому,
что так все вместе заранее договорились.
Настольная игра — это всегда
испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть
вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно
проигрывать. Если вы хотите лучше узнать ребенка, или без неловкостей подружить
его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и
к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от
совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все
внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время
партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые
ситуации.
Научить играть детей в
такие игры просто. Сначала рассматриваем игру, её «сюжет», объясняем, как
правильно кидать кубик, в каком направлении ходить, определяем, где старт,
а где финиш.
Чтобы не возникали споры среди детей кто будет
ходить первым и какова очерёдность хода, можно использовать считалки:
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
Раз, два, тир, четыре, пять –
Можно все пересчитать:
И деревья и кусты,
И цветочки и листы.
Поезда и пароходы,
На дороге вездеходы,
Птенчиков в саду в гнезде…
Все – повсюду и везде.
Раз, два, тир, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
«Что нам делать, как нам быть?
Надо зайчика ловить!»
Снова будем мы считать:
«Раз, два, три, четыре, пять!»
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три –
Начинаешь ты.
Но, как всегда, бывает, кто-то
выигрывает, а кто-то проигрывает. И все дети проигрыш воспринимают по-разному.
Умение выигрывать и проигрывать достойно— это важный
социальный навык, который пригодится ребенку в любой сфере его жизни.
Играя с ребенком в настольные игры, необходимо
показывать ему пример достойного спортивного поведения. Необходимо похвалить,
поздравить ребёнка с выигрышем, мальчикам можно пожать руку, когда они
выигрывают, не слишком хвастайтесь, когда выигрываете вы.
При проигрыше ребенок может злиться, плакать,
кричать, словом, выражать свои чувства, и это чрезвычайно важно. Если ребенок
будет не в состоянии эмоционально освободиться, эмоционально отразить свое
состояние, это будет его зажимать и будут копиться напряжение, тревога.
Через некоторое время после поражения или проигрыша
надо поговорить с ребенком о том, что произошло, думает ли он, что мог сделать
все по-другому, сожалеет ли он о чем-то (например, о том, что он вообще
участвовал, играл).
Необходимо поощрять ребенка за
действия, активность, стремление научиться и повысить свои шансы на победу.
Важно говорить, какие именно вещи у ребенка получаются, что именно он делает
хорошо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий