вторник, 21 сентября 2021 г.

 

 Тема: «История комнатного растения»

Цель:

1.Учить узнавать и называть части растений; учить детей составлять небольшой описательный рассказ о растении; дать сведения о сигнальных признаках состояний растения.

2.Формировать навыки ухода за растениями.

3.Содействовать развитию мотивов исследовательской и трудовой деятельности.

4.Развивать познавательный интерес к миру растений.

5.Воспитывать заботливое отношение к растениям.

Словарная работа: фикус, ухаживать, поливать, протирать листья.

Материал: растение фикус, комнатные растения на столе 4 шт. (бегония, фикус, бальзамин, герань), лопаточки для рыхления почвы, лейки 4 шт., влажные тряпочки, фартуки 4 шт., картина (модель растения).

Предварительная работа: наблюдение за комнатными растениями; рыхление почвы, полив цветов, протирание пыли с листьев растений, чтение рассказов о растениях, рассматривание иллюстраций, беседы о растениях: фикус, бегония, бальзамин, герань. Презентация «Как нужно ухаживать за цветком»

Ход .

 Дети, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела,  в коридоре у входа  вот это растение. Я подумала – может кто-то забыл его?  Подождала немного, но за ним никто не пришел. Пожалела я растение и принесла его к нам в группу. Посмотрите на него, как оно выглядит?

- Оно грязное.

- Это растение плохо выглядит.

- Растение маленькое и листики мелкие.

- Да, правильно. Как вы думаете, сможем ли мы ему помочь?

  -Мы будем за ним ухаживать.

- Правильно, дети. Мне очень приятно, что вы такие отзывчивые и заботливые. Вы  уже большие, самостоятельные, помогаете мне ухаживать за комнатными растениями в группе. Поэтому у нас в группе много  красивых и ухоженных растений (воспитатель показывает знакомые растения, которые стоят в уголке природы). Как называется растение? Расскажите мне о нем.

- Это – бегония. Она невысокая.  У неё несколько стеблей, листья овальные, у неё есть цветы. 

- Правильно, а это, какое растение?

- Это - бальзамин. Он   не высокий, листья небольшие, овальные, есть цветы.

- Хорошо, а как называется это растение?

- Это-герань. У неё высокий стебель, листья круглые, есть цветы.

-Да, посмотрите, как красиво она расцвела. Дети, а все ли растения цветут?

- Нет.

- Какие бывают комнатные растения?

- Комнатные растения бывают цветущие и не цветущие.

- Да, правильно. Дети, это что за растение?

- Это – фикус.

- Правильно, это – фикус. Кто мне ответит, фикус цветущее растение?

- Нет, фикусы не цветут.

- Да, это растение не цветет. Дети, наш фикус  «заболел», как вы думаете, почему?

- Может быть, его не поливали.

- Ему было холодно.

- Может его кто-то уронил, его ветка сломалось, и он заболел.

- Дети, чтобы понять, что с ним происходит, давайте, вспомним, из каких частей состоит растения?

- Дети, давайте, рассмотрим строение этого растения. Из каких частей оно состоит?

- Растение состоит из корня, стебля и листьев.

- Правильно А, давайте сейчас поиграем в  игру. «Составь рисунок», вот я и проверю, все ли дети знают строение растений. Кто первым составит свой рисунок, поднимет руку. ( На столе каждого ребенка приготовлены разрезные картины комнатных растений.)  Вы готовы, начали!

 

Физминутка.

Сначала буду маленьким, (Дети сидят на корточках).

Потом я подрасту. (Медленно поднимаются)

Все выше, выше к солнышку,  Встают на носочки)

 Листочки протяну. (Поднимают руки).

 

 (Воспитатель снова подходит к фикусу и обращает внимание детей на растение.)

- Дети, нам надо помочь бедному растению. Посмотрите, какая земля в горшке? ( Сухая и твердая).

- Надо землю рыхлить, ведь корням нужен воздух.

( Дети берет лопаточку и рыхлит землю фикуса.)

- Теперь какая земля?( Мягкая).

-Молодцы, как еще помочь растению?

- Растение надо полить.

- Как вы это узнали?

- Земля сухая.

- Правильно, а какой должна быть вода?

- Вода должна быть комнатной температуры.

- Правильно. Я полью наш фикуса.

( К столу выходят другие дети и поливают комнатные растения группы.)

- Дети, что еще мы можем сделать, чтобы наше растение чувствовало себя хорошо?

- Надо вытереть пыль с его листочков.

(К столу выходят еще ребята и помогают воспитателю вытирать пыль с листьев растения.)

- Отлично, все постарались! Теперь наши растения стали еще красивее!

Пальчиковая гимнастика.

Наши алые цветки.

 Распускаю лепестки.

Наши алые цветки

закрывают лепестки

Головой не кивают

Тихо, тихо засыпают.

Игра «Назови растение».

- Молодцы! Дети, давайте вспомним, что нужно, для того, чтобы растения хорошо росли.

- Вода.

- Да, растения пьют воду.

- Воздух.

- Правильно, они живые, а значит дышат.

-Свет.

- Верно, поэтому их обычно ставят на подоконник.

- А сейчас поиграем в игру « Один – много»:

(Воспитатель называет растение в единственном числе, а дети во множественном):

Фикус – фикусы,

бегония – бегонии,

бальзамин – бальзамины,

растение – растения.

 Релаксация. - Молодцы! Ребята вам понравилось? Дети, вы хорошо сегодня занимались, рассказывали о растениях, увидели в них много интересного. Спасибо вам за помощь, которую вы мне оказываете в ухаживании за комнатными растениями.

 

Опытно-экспериментальные игры.

Опыт. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

     Вывод : О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

 

 

 

2.Опыт: " Потребность растений во влаге ".
Цель: выявить потребность растений во влаге.
Перед выходными днями, в пятницу, организовалось рассматривания герани душистой в хорошем состоянии. Опыт по выявлению потребности растений во влаге проводился с влаголюбивым растением. Вместе с детьми выяснили, как чувствует себя растение, какие у него листья, какой стебель, упругий или нет. Затем зарисовали герань душистую с сочными зелеными листьями и стеблем на плакате.
Повторное наблюдение проводилось через три дня после перерыва в поливе растения и при появлении у него признаков неудовлетворенной потребности во влаге (проводилось утром).
Предлагалось детям посмотреть на герань душистую. У детей спрашивали, как себя чувствует растение, как дети узнали, что ему плохо, какими у него стали листья. Ребята сравнили состояние листьев растения с рисунком (на первом этапе опыта). У детей спрашивалось, почему листья у него опустились, стали мягкими. Предлагалось потрогать земля в горшке. Дети высказывали предложения о том, чего не хватает растению. Выслушивались все мнения детей, задавался вопрос «Можно проверить действительно ли герани душистой не хватает воды?» одному ребенку предлагалось обильно полить растение. Зарисовали на плакате поникший цветок и отметили, что его полили.
Предлагалось ребятам понаблюдать за ним в течение дня. В тот же день, вечером, при появлении признаков «оживления» герани душистой был проведен заключительный этап опыта. Дети вспоминали, как чувствовал себя цветок утром, рассматривали плакат с зарисовкой и задавались вопросы: «какие у растения были листья? Что мы сделали, чтобы помочь растению?». Затем организовалось заключительное рассматривание герани душистой по следующим вопросам: какими стали листья и стебель? Почему? Чего не хватало нашему растению? Как вы узнали? Как помочь растению, если ему не хватает воды?

3.Опыт: " Необходимость света для роста и развития растений ".
Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений.
Для опыта было выбрано растение герань зональская. Это растение разместили в групповой комнате, подальше от источника света, таким образом, чтобы свет падал на нее с одной стороны. Через несколько дней, было проведено наблюдение и было замечено, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. После наблюдения, карандашом было помечена сторона горшка, в которую наклонялось растение. Затем герань развернули на 180 градусов и продолжили наблюдение. В скорее было замечено, что растение выпрямилось и постепенно наклонялось в противоположную сторону. Данный опят позволил сделать выводы: растению необходим свет и растения могут двигаться и поворачиваться к свету.

4.Опыт. «В тепле и в холоде».

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Оборудование: зимние или весенние ветки деревьев, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.

Ход опыта: Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.

Вывод: Для жизни и роста растениям нужно тепло.

А как скорее увидеть первые весенние цветы? (внести их в помещение, чтобы им стало тепло). Выкапывайте корневище мать-и-мачехи с частью почвы, перенесите в помещение, наблюдайте за временем появления цветов в помещении и снаружи (в помещении цветы появляются через 4— 5 дней, на улице — через одну-две недели). Вывод: холодно — растения растут медленно, тепло — растут быстро.

Как же продлить лето для цветов? (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни растений с большим комом земли, для того чтобы не повредить их). Наблюдайте за изменением цветов в помещении и на клумбе (на клумбе цветы завяли, замерзли, погибли; в помещении — продолжают цвести).

5.Опыт: «Кому лучше?»

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование: два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.

Ход опыта: Определите, могут ли растения долго жить без почвы? (не могут); где они лучше растут — в воде или в почве?

Поместите черенки герани в разные емкости — с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;

Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.

6. Опыт: «Где лучше расти?».

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Оборудование: черенки традесканции, чернозем, глина с песком

Ход опыта: Выберите почву для посадки растений (чернозем, смесь песка с глиной). Посадите два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдайте за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2—3 недель (в глине растение не растет, в черноземе — растению хорошо). Пересадите черенок из песчано-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отметьте результат опыта (у растений отмечается хороший рост).

7. Опыт : «Почему цветы осенью вянут?»

Цель: установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги.

Оборудование: горшок со взрослым растением; изогнутая стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3 см, соответствующую диаметру стебля растения; прозрачная емкость.

Ход опыта: Перед поливом измерьте температуру воды (вода теплая), полейте оставшийся от стебля пенек, на который предварительно надевают резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Наблюдайте за вытеканием воды из стеклянной трубки. Охладите воду с помощью снега, измерьте температуру (стала холоднее), полейте —  вода в трубку не поступает.

Вывод: Осенью цветы вянут, хотя воды много, так как корни не всасывают холодную воду.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий