четверг, 16 сентября 2021 г.



Сценарий  занятия разновозрастной группы.

Тема: 16 октября – Всемирный день хлеба.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование интереса и ценностного отношения детей к хлебу, профессиям людей, создающих хлеб.

Задачи:

· приобщать детей к народным традициям, тесно связанным с народным календарем и трудом людей в природе;

· формировать ценностное отношение к земле-кормилице и хлебу, как результату тяжелого труда многих людей;

· обеспечить возможность каждому участнику проявить активность, приобрести новые знания.

Словарная работа: жатва, мельник, пекарь.

Привлеченные участники: родители, исполняющие роли Волка, Каравайщицы и Пекаря.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В группе организованы три зоны деятельности: выставка иллюстраций жатвы разных времен, связки колосьев пшеницы и ржи, контейнеры с зерном злаков; рабочий стол для ПИД «изготовление муки» - плоские камни, кофемолка, сито, посуда; праздничный стол с самоваром и разными видами хлебобулочных изделий.

I. Воспитатель заводит детей в группу, позволяет им оглядеться, приглашает их поприветствовать друг друга:

«Здравствуй, солнышко родное!»

(Все вместе в кругу):

Здравствуй, солнышко родное! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля! Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Воспитатель: Сегодня у нас необычный осенний день – сегодня Всемирный день хлеба! В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой Сила солнышка хранится и земли родной. И расти под небом светлым, строен и высок Словно Родина бессмертный, хлебный колосок. (В. Орлов)

II. Воспитатель: По старому русскому обычаю дорогих гостей встречали хлебом-солью, а женщин, которые раньше преподносили гостям хлеб, называли – каравайщицами. Почему? (Ответы детей).

Звучит мелодия русской народной песни «Барыня». Выходит Каравайщица с хлебом-солью.

Каравайщица: Здравствуйте, желанушки мои, доброхотушки! На дворе осень золотистая – хлебом колосистая! А вот и наш главный герой – каравай!

Хлеб в России пекли с куполами, чтоб хватило, как неба, на всех. За широкими в доме столами крошку бросить считали за грех. И хлеб-соль – это русский обычай, словно символ людской доброты. (А.Коршун)

Звучит ритмичная музыка, сопровождающаяся волчьим воем. В группу входит Волк.

Волк: Здравствуйте, дети и взрослые! (Здравствуй, Волк!) Как вкусно пахнет у вас хлебом! Дайте и мне попробовать каравай!

Воспитатель: А ты знаешь русскую поговорку: «Кто не работает – тот не ест!»? Очень трудная это задача – получить свой каравай!

Волк: Ой, да что трудного? Пошел в магазин и взял.

Воспитатель: А знаешь ли ты, откуда в магазине хлеб берется?

Волк: Нет! Может, мне ребята подскажут? (Ответы детей)

Каравайщица: Я приготовила для вас сказ, да не простой, а игровой. Встанем все да поиграем все! (Движения к игре дети придумывают самостоятельно).

Игра-импровизация «Хлебушко-батюшка» в которой участники последовательно показывают, как вспахивают поле, сеют зерна, растут колосья, жнут урожай. Волк участвует в игре со всеми.

Волк: Ух, устал! Давайте уже каравай есть!

Воспитатель: А разве наш хлеб уже готов? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации жатвы и определить, какие способы жатвы использовали в старину, а какие – современные.

Каравайщица: Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не попал.

Едет хлеб на мельницу, мельницу-чудесницу!

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Отвезем колоски на мельницу».

Под веселую музыку дети собирают колоски, связывают сноп веревкой, кладут в машинку и везут к рабочему столу.

Воспитатель: Давайте рассмотрим колоски, извлечем из них зерна. (Дети самостоятельно достают зерна) А теперь попробуем получить муку старинным способом, с помощью плоских камней. Как это сделать? (Ответы детей) Самостоятельная поисковая деятельность, обобщение результатов поиска. Демонстрация воспитателем работы современной мельницы на примере работы кофемолки.

Воспитатель: Муку получают из зерен на мельнице. А как называется человек, который работает на мельнице? (Ответы детей)

Волк пробует муку на вкус и выражает свое недовольство ее вкусом.

Каравайщица: А теперь давайте у детей спросим, что можно приготовить из муки? (Ответы детей) А кто нам готовит разные хлебобулочные изделия? (Если дети называют маму или бабушку, то взрослые подводят их к понятию профессии – пекарь.)

Звучит мелодия «Коробейники» и входит Пекарь. На блюде у него нарезаны кусочки разных хлебобулочных изделий, блюдо накрыто салфеткой.

Пекарь: Здравствуй, народ честной! Празднуй праздник со мной! Налетай, не зевай, что на блюде – угадай!

Проводится игра «Угадай по вкусу»: дети закрывают глаза и по вкусу пытаются определить, что они съели.

III. Пекарь приглашает всех к праздничному столу. Дети рассматривают угощение, называют знакомые изделия.

Пекарь: Вот он, хлебушек душистый. Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел!

Каравайщица: В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

Воспитатель: В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Волк: Ну что, можно уже есть хлеб?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, смогли мы объяснить волку, что хлеб не бывает легким? (Ответы детей, воспитатель уточняет и обобщает их.)

Каравайщица: А теперь приглашаем всех к нашему праздничному столу!

Занятие переходит в неформальную обстановку чаепития.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий